Когда в беседе упоминается компания Astell&Kern, одни приходят в ужас, другие — в неописуемый восторг. В первом случае всему виной цена, которую м...
Читать далееУж не знаю, как так получилось, но до сих пор обзоры на продукцию Astell&Kern я не писал, хотя давно являюсь счастливым пользователем AK320. Но иногда Дед Мороз приходит раньше времени, поэтому я получил от него два подарка. Тот, что попроще — AK70 Mk II, я взял на время и расскажу о нём в этот раз. Более топовая модель от Астелла и его друга Керна, что останется со мной надолго, — ещё подождёт своей очереди.
A&K давно и надёжно застолбили за собой «люксовый» сегмент рынка, выпустив очень удачные по звуку модели AK240 и AK320 (а также чуть менее удачную, на мой вкус, но не менее популярную модель AK380), конкуренцию этой парочке могут составить буквально считанные модели других производителей. Но одними «топами» сыт не будешь, и любому производителю надо занимать нижние сегменты, а с этим у A&K было так себе. AK Jr — явно выглядел и звучал как приёмный сынок в семействе компании, AK100 и AK120 всех ревизий по звуку не дотягивали до своего ценника, а достаточно удачный и тепло встреченный покупателями AK70 — требовал обновления. Разработчики решили сокращать модельный ряд, убрав из него «сотые» модели и Jr, и сконцентрировались на 70-ке, добавив второй ЦАП и переработав схему усиления. Попутно в A&K предприняли попытку захватить ещё один сегмент рынка, выпустив KANN, не похожий ни на что другое. Но о нём, как и о новом топе A&ultima, — в другой раз, этот обзор посвящён 70-ке.
Несмотря на улучшение схемотехники, ценник решили оставить прежним, приобрести AK70 Mk II (с названием не заморачивались) можно за те же 700 долларов, что и первую модель (плюс-минус налоги и сборы отдельных стран).
Технические характеристики
- ЦАП: 2 × CS4398
- Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц (±0,09 дБ), 10 Гц – 70 кГц (±0,5 дБ)
- Соотношение сигнал/шум: 119 дБ
- Разделение каналов: 138 дБ
- Общие гармонические искажения+шум: 0,0005%
- Выходной импеданс: 1,5Ω обычный выход, 3Ω — балансный
- Выходной уровень: 2Vrms обычный выход, 4Vrms — балансный
- Поддержка форматов: FLAC, WMA, WAV, MP3, OGG, APE, AAC, ALAC, AIFF, DFF, DSF
- Максимальное разрешение: до 192 кГц/24 бит, файлы более высокого разрешения поддерживаются с даунсемплингом)
- Поддержка DSD: конвертация в PCM, до DSD128
- Функция USB ЦАП: до 96 кГц/24 бит
- Беспроводные технологии: WiFi 802.11n, Bluetooth 4.0 с aptX HD
- Экран: TFT, 3,3″, 480 × 800
- Встроенная память: 64 ГБ
- Карты памяти: MicroSD, до 256 ГБ
- Батарея: 2500 мА/ч
- Размеры: 63 мм × 97 мм × 15 мм
- Вес: 150 г
Упаковка и комплект поставки
Дизайнеры продукта постарались сделать всё, чтобы дистанцировать младшую модель от остальных, даже коробка тут самая простая, из чёрного плотного картона с минимумом полиграфии. Внутри находится сам плеер, USB-кабель и два комплекта защитных плёнок для экрана и задней панели. Чехол к новой «семидесятке» продаётся отдельно, но, пожалуй, прикупить его всё-таки стоит.
Дизайн и управление
Вот внешний вид — это то, за что мы и любим продукты A&K. Конечно, 70-ка сделана самой простой в модельном ряду компании, но то, что для одних «самый простой плеер», для других — недостижимая вершина дизайна. Я бы сказал, что разработчики плееров сейчас разделились на три лагеря: стремящиеся к A&K, со своим дизайном и без дизайна как такового… Впрочем, это предмет отдельной беседы, вернёмся к новой 70-ке. Естественно, плеер сделан из алюминия, лично мне жаль, что в компании отказались от необычного мятно-зелёного цвета предыдущей модификации, но, естественно, нынешний чёрный смотрится универсальней и строже.
За исключением скоса на правой грани, плеер сделан в виде почти идеального параллелепипеда, пожалуй, он даже смог бы сняться в «2001: A Space Odyssey». Элементов управления по-астелловски не много. На левой стороне находятся кнопки навигации и воспроизведения/паузы, тут же разместили слот для карт MicroSD. Приятно, что производитель не стал жадничать и оснастил плеер 64 ГБ встроенной памяти. Верхняя грань содержит два выхода на наушники, обычный и балансный, а также кнопку питания. Правая, скошенная грань содержит регулятор громкости, он, как обычно, сделан с энкодером, и по ощущениям — на качестве не экономили: вращение ровное, щелчки чёткие, регулировка корректная. Рукоятка регулятора даже люфтит меньше, чем колёсико в моём AK320. На нижней стороне размещён MicroUSB-коннектор, его назначение традиционно: зарядка, доступ к файлам, USB ЦАП и вывод цифрового сигнала на внешние ЦАПы. Модный USB-C и функцию USB OTG, видимо, решили оставить для будущих моделей.
Задняя панель плеера покрыта пластиком с интересным тёмно-синим узором, не карбон, конечно, но всё равно выглядит эффектно. Большую часть передней панели занимает сенсорный экран, он очень хорош по всем параметрам: цветопередача, углы обзора, разрешение и даже запас по яркости позволяет дисплею не совсем слепнуть на солнце. Под экраном, как обычно у A&K, находится сенсорная кнопка возврата обратно.
Плеер очень крепко и ладно сбит, удобно ложится в руку и легко управляется. Благодаря компактным размерам и весу он неплохо помещается в карманах, не оттягивая их. Конечно, в компактном корпусе большую батарею не поместить, но A&K нарастили объём встроенного аккумулятора до 2500 мА/ч, впрочем, весь этот прирост «съели» усилитель и второй ЦАП. Время работы Mark II в моём стандартном тесте (FLAC 44.1/16, MeeAudio P1 в роли нагрузки, громкость на комфортном уровне, небалансный выход) составляет 6 часов 50 минут. Показатель, естественно, не рекордный, но для маленького плеера — ожидаемый, физику пока никто не отменил.
Прошивка
«Софт» AK70 Mk II, естественно, базируется на наработках старших моделей. Для «Ультимы», кстати, была разработана совершенно иная прошивка, но до более доступного сегмента она пока не добралась.
После загрузки нас встречает экран медиабиблиотеки, тут есть традиционные варианты просмотра по папкам, жанрам, исполнителям и альбомам. Также имеются пункты с плей-листами и полным списком всех треков. Пункт меню, отвечающий за онлайн-сервисы в локализации, превратился в «Сохранить» (переводчику, который решил так перевести «Store», надо вбить в голову гвоздик). Этих самых сервисов традиционно два: TIDAL и Groovers+. Сканирование файлов — очень быстрое, плеер хорошо дружит с не-латиницей, не капризничает в выборе форматов — в общем, ведёт себя так, как и положено благородному устройству.
Настроек немного, и почти все они переключаются из выпадающей сверху «шторки»: беспроводые интерфейсы, функции входов/выходов, яркость и так далее. Тут же есть кнопка, открывающая расширенные настройки, которых, впрочем, не сильно больше. Плеер наравне со старшими братьями получил WiFi 802.11n с поддержкой функции AK Connect, Bluetooth с aptX HD-кодеком, возможность беспроводного обновления и даже поддержку внешней «рипалки» дисков, которую A&K продают за 300, что ли, долларов. Не то чтобы это было полезной возможностью (aptX HD — сильно полезней), но фичу всегда лучше иметь, чем не иметь.
Экран воспроизведения тоже достаточно продуманный, тут есть вся необходимая информация, включая подробные сведения о треке и возможность вывести текст песни, вшитый в теги.
В целом прошивка тут именно такая, как должна быть у топового производителя, стабильность удобство льются бальзамом на души пользователей, измученных китайскими программистами.
Звук
Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: iBasso IT03, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, 64 Audio U12, HUM Pristine и другие.
Пожалуй, ни один другой разработчик не определяется так чётко по фирменному звучанию их устройств, как A&K. Не знаю, как они добиваются своей «переливчатой середины», но именно это — основная причина покупать их плееры. Главное — чтобы в очередном устройстве с этим не перебарщивали, как это было, например, в AK380. Или наоборот, не лишали плеер этого эффекта, как, например, в AK Jr. К счастью, у AK70 Mk II с этим всё хорошо. Инженеры компании хорошо смогли решить основные проблемы первого поколения устройства — повышенную чувствительность к качеству записи и недостаточную для тугих наушников мощность. Герой сегодняшнего обзора — явный представитель фирменного звука, пусть и немного уступающий старшим моделям.
Разрешение файлов «зарезано» до 192 кГц/24 бит, треки с более высоким разрешением подвергаются даунсемплингу, DSD воспроизводится через конвертацию в PCM, но я бы не назвал это проблемой, так как по-прежнему не вижу большого смысла в супервысоких разрешениях в портативных плеерах.
У плеера заметна разница между выходами, балансный ближе к нейтральности, а у «обычного» немного больше низких частот, но я рекомендую именно 2,5 мм выход и описание звука ниже сделано именно для него. Думаю, производители наушников всё активней будут поддерживать этот коннектор как победивший в «войне форматов».
Бас плеера обладает чуть увеличенной массивностью, это, естественно, достигается без помощи подъёма на АЧХ, просто плеер немного акцентирует «вес» НЧ. Бас тут не суперхлёсткий и не сухой, но когда необходимо — он отыгрывает упруго и достаточно динамично. Разрешение очень неплохое, текстуры передаются очень эффектно с приличным разрешением.
СЧ-диапазон, разумеется, сделан не для любителей выслушивать микронюансы, плеер не отличается мониторной подачей, из-за описанной выше окрашенности, характерной для всех устройств компании, звук AK70 Mk II очень «вовлекающий», с подчёркнутыми эмоциями и характером инструментов. Плеер хорошо строит воображаемую сцену, она немного больше среднего по ширине и глубине, причём с балансного выхода объёмность звучания даже немного выше. Разделение планов не резкое, но это подходит под общую манеру подачи плеера, расстояние между инструментами и их собственные размеры передаются достоверно.
ВЧ немного не хватает разрешения, но это компенсируется неплохой проработкой атак и затуханий, что позволяет «верхам» звучать эффектно. Верхние частоты не режут слух, не «сыпятся» и вообще не напрягают, хотя и не теряются на «общем фоне».
Конечно же, надо провести сравнения, но в этот раз я ограничусь буквально парой моделей, так как проводить бесконечные сессии сопоставления разных плееров я, к сожалению, не могу.
FiiO X7 Mk II. Близкая по цене модель от FiiO предлагает более нейтральную подачу с лучшим разрешением (особенно на ВЧ), но при этом лишённую того самого «характерного» очарования астелов. Думаю, в FiiO уже стали задумываться о «своём» звуке, тот же X5-3 на это явно намекает. Нельзя также списать со счетов и разницу в размерах и юзабилити, особенно стабильности прошивки. Именно ПО — одна из сильных сторон A&K, то, за что можно и немного переплатить.
iBasso DX200. Разница в цене между данными плеерами тоже невелика, но устройство iBasso предлагает более техничный звук с лучшим микро- и макроконтрастом. Впрочем, основная проблема двухсотого для меня состоит в его размерах, всё-таки это ни разу не карманный плеер, поэтому я бы вообще не сравнивал его с небольшими устройствами, слишком разная у них область применения.
Astell&Kern AK320. Служивший мне весьма долго верой и правдой «лучший из AK» сейчас, правда, отправляемый в отставку (безжалостная логика апгрейдов). AK320, похоже, снят с производства и кое-где распродаётся со скидкой, поэтому если у вас есть шанс «занедорого» прихватить его — рекомендую это сделать. По звуку это всё ещё достойный флагманского звания плеер, предлагающий естественную, натуральную и очень музыкальную подачу в сочетании с фирменным дизайном и юзабилити. Новый 70 на его фоне звучит попроще, разница особенно заметна на разделении планов НЧ и разрешении ВЧ. Думаю, скоро компания представит второе поколение данного плеера, хотя ценник наверняка вернётся в район «около 2000 долларов».
Совместимость
Даже первое поколение AK70 было вполне достаточным по мощности для большинства портативных наушников, а у Mk II балансный выход почти в 2 раза нарастили по напряжению, что, при условии рекаблинга на 2,5 мм штекер, поможет раскачать даже достаточно тугие модели (естественно, без фанатизма). С чувствительными наушниками семидесятка тоже ведёт себя достаточно прилично, в самых «нежных» моделях шум можно услышать, но таких наушников не много.
Стилистически плеер универсален, хотя фирменная подача СЧ особенно эффектна с живыми голосами характерных исполнителей и инструментальными вещами в хорошей записи. К качеству записи плеер умеренно толерантен, где-то на 6 по 10-балльной шкале.
По традиции, несколько треков в роли примеров.
Ozzy Osbourne — Crazy Train. Вот не знаю, кого как, а меня голос «короля метала» малость корёжит, особенно на старых записях и источниках с мониторно-нейтральной подачей. К счастью, популярные альбомы часто ремастерят (по ссылке именно ремастер), а для всего остального есть Astell&Kern. Фирменные СЧ плеера немного скрашивают скрипучесть голоса вокалиста, вместе с тем аккуратно подчёркивая эмоции и отменные гитарные соло, позволяя насладиться «лучшими сторонами» безусловного хита.
Nemanja Radulović — Csárdás. Конечно, чардаш — это венгерская музыка, но в кипящем котле 20 века нации и народы менялись так часто, что гениального сербского скрипача Немању Радуловића тоже вполне можно считать «своим» для этой музыки. Тем более что исполнил он данный номер с поистине балканскими задором и энергией. Если к этому добавить хороший плеер в лице AK70 Mk II, эффектно подающий нюансы живой музыки (послушайте, например, последние секунды этого трека), усидеть на месте будет тяжело. Кстати, в целом могу порекомендовать и весь альбом «Journey East», из которого я взял эту запись — прекрасный пример нескучной скрипичной музыки.
Stacey Kent — To Say Goodbye. В целом 2017 год был весьма богат на замечательные джазовые релизы, иногда попадавшие в мои подборки, но зима и близящиеся праздники навевают определённое настроение, поэтому я выбрал этот трек. Тёплая, затерявшаяся во времени (как будто пришла родом из 60-х), лирическая мелодия в исполнении AK70 получает дополнительный бонус в эффектности и, подобно стакану глинтвейна, согревает изнутри.
Выводы
Если брать в расчёт исключительно звук, то AK70 Mk II, хоть и входит в число лидеров, но не является однозначным победителем. Если же к этому мы присовокупим размеры, прошивку и удобство, то «по сумме составляющих» аналогов семидесятке я не знаю. Это плеер для тех, кто ценит дизайн и удобство и готов за него немного доплатить, но при этом и звук явно не ударяет в грязь лицом. И лично я рад, что наконец-то настали времена, когда я вполне могу рекомендовать плееры Astell&Kern.
P. S. Если вы любите музыку и/или активно интересуетесь темой портативного аудио — подписывайтесь на