Каждый новый продукт компании Fiio чаще всего обречен если не на оглушительный успех, то на занятие достойной ниши на рынке. Это неудивительно, поскол...
Читать далееПрошедшая осень выдалась очень богатой на новинки в области персонального аудио. Одной из самых долгожданных моделей конца года стал плеер M1 от компании Shanling. После популярного M2 и M5, который получил смешанные отзывы, перед компанией стояла нелёгкая задача чем-то заинтересовать разбалованных ценителей портативного звука, и им это удалось.
В самой недорогой модели из продуктового ряда компании Shanling удивляют потенциальных покупателей в первую очередь компактностью и портативностью. Разработчики сделали очень маленький корпус почти квадратной формы. После перебора вариантов, на роль ЦАПа был выбран AK4452, а для усиления использован MAX97220, в общем — практически идеальный вариант в том случае, когда вы хотите получить нормальный звук, но ограничены в размерах корпуса и ёмкости батареи. К этому добавили Bluetooth с APT-X и фирменное управление с помощью колёсика. В общем, можно было бы выпускать устройство на рынок и пить шампанское, если бы не внезапный релиз от конкурентов Hidizs AP60. В «шестидесятке» использовано то же сочетание микросхем и также имеется поддержка Bluetooth. Корпус немного другого форм-фактора, но тоже достаточно компактный. Кроме того, Hidizs ощутимо дешевле, 5500 рублей
Технические характеристики
- ЦАП: AK4452
- ОУ: MAX97220
- Выходная мощность: 35 мВт @ 32Ω
- Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц (–0,5 дБ)
- Искажения: <0,006%
- Соотношение сигнал/шум: >105 дБ
- Динамический диапазон: >105 дБ
- Разделение каналов: >70 дБ
- Выходной импеданс: 0.1Ω
- Bluetooth: v4.0 с APT-X
- Экран: 2,35″ TFT, 360 × 400
- Батарея: 950 мА/ч
- Время работы от одного заряда: >9 ч
- Время зарядки: <4 ч
- Входы: USB-C
- Выходы: 3,5 мм TRS
- Поддержка карт памяти: MicroSD до 256 ГБ
- Поддержка форматов: APE, FLAC, ALAC, WMA, AAC, OGG, MP3, WAV, AIFF
- Поддержка DSD (через конвертацию в PCM): DSF, DFF
- Максимальное разрешение: 24 бит/192 кГц, DSD до DSD128
- Размеры: 60 мм × 50 мм × 12,8 мм
- Вес: 60 г
Упаковка и комплект поставки
У этого Shanling с коробкой всё традиционно: чёрный плотный картон, серебристое тиснение — как и положено у производителей из Поднебесной. В коробке находится сам плеер (угадайте, где его расположили) и комплектные аксессуары: USB-C кабель, защитные плёнки для передней и задней панели, простой USB картридер и заглушка для 3,5 мм порта. Ею же можно нажимать на «сброс» (лично мне не пришлось ни разу).
По традиции к плееру выпущен
Дизайн и управление
Пожалуй, именно внешний вид — это главный мотиватор покупок данного плеера. В Shanling поступили невероятно мудро и прозорливо, сделав M1 в форме квадрата, почти вся передняя грань которого занята экраном. Благодаря этому плеер кажется заметно компактней конкурентов (хотя тот же Hidizs AP60 сравним размерами, а, например, Fiio M3 — даже меньше) и лучше воспринимается в руках. Также добавляют устройству «премиальности» используемые материалы, ведь сделан M1 практически полностью из алюминия и стекла. Рамка корпуса выполнена из металла, на задней панели — глянцевая пластиковая крышка, имитирующая стекло. Сверху есть небольшая пластиковая заглушка, закрывающая антенну. Плеер выпускается в нескольких цветовых вариантах, я, как консерватор, выбрал радикально чёрный.
Из-за небольших размеров элементы управления пришлось заметно разбросать по корпусу. На левой грани находятся две кнопки навигации по трекам и кнопка возврата обратно. На правой стороне — кнопка питания, она же блокирует плеер. Интересной особенностью M1 является наличие часов, поэтому после первого нажатия на кнопку питания устройство покажет отдельный экран с часами, и только после второго нажатия плеер окажется полностью «разблокированным». После привыкания эта возможность выглядит удобной, защищая от случайного разблокирования плеера в кармане. Нижний торец содержит USB-C разъём для зарядки и доступа к памяти, по традиции плеер может выступать и в роли USB ЦАПа. Рядом расположился слот для MicroSD карты.
На обратной стороне в правом верхнем углу находится колёсико управления, его можно вращать для навигации и нажимать для подтверждения действия. На экране воспроизведения колёсико регулирует громкость, короткое нажатие ставит воспроизведение на паузу, а длинное — открывает вспомогательное подменю. Конечно, подобный избыток функций одного элемента управления не лучшим образом сказывается на эргономике (чего только стоит невозможность быстро отрегулировать громкость, если вы не находитесь на экране воспроизведения), но это всё равно лучше сенсорных кнопок Hidizs. В общем, после некоторого привыкания плеер весьма удобно управляется даже на ходу.
Вся передняя панель занята экраном, закрытым стеклом с эффектом 2,5D (не знаю, кто придумал это название для стекла с закруглёнными краями, но желаю ему больше никогда ничего не придумывать). Стоит заметить, экран хороший, у него достаточно высокое разрешение, приемлемые углы обзора и даже на солнце он остаётся читаемым, хотя и с трудом.
Интерфейс плеера сделан точь-в-точь как у других моделей компании. Основное меню сделано в виде полукруга, причём в левой его части находится обложка текущего альбома, что смотрится эффектно. Экран воспроизведения тоже традиционный, большая его часть занята обложкой альбома, внизу находится индикатор прогресса и название трека. При включении паузы обложка стильно затеняется. Во время работы на экране всегда присутствует полоска состояния, там отображается время, заряд батареи и разные служебные индикаторы.
Меню содержит привычные 5 разделов, причём делают они именно то, что ожидаешь. В целом подобная стандартизация — шаг положительный, взяв любой новый плеер, уже знаешь, что ожидать от него. Первый пункт возвращает на экран воспроизведения, второй — содержит медиабиблиотеку с возможностью просмотра по альбомам, исполнителям и жанрам. Тут же есть список всех треков подряд, избранное и плей-листы. Дальше идёт меню доступа к файловой системе, тут можно выбрать между флешкой плеера и внешним накопителем, подключённым по USB OTG.
Предпоследний пункт — звуковые настройки, тут все так же привычно, начиная с переключателя воспроизведения без пауз и заканчивая 10 полосным эквалайзером. Из приятных «дополнительных возможностей» плеер умеет переходить к следующей папке в процессе воспроизведения.
Последнее подменю — настройки системы. Тут тоже всё ожидаемо за исключением наличия настроек Bluetooth. Настраивать можно всё, от таймеров выключения и до 4 встроенных тем. Можно даже выбрать режим вывода DSD файлов — DOP или D2P. Думаю, вы уже поняли, что у Shanling M1 есть хороший потенциал в роли цифрового транспорта. Конечно, зря производитель перестал вкладывать в комплект два дополнительных провода для подключения плеера к смартфонам и внешним ЦАПам, но, к счастью, USB-C обретает всё большую популярность и найти нужные провода весьма легко.
Отдельно отмечу удобную работу с Blutooth. Благодаря наличию APT-X я заново открыл для себя удобство беспроводного звука (с наушниками MeeAudio Matrix 3 получается очень приятная связка). Но M1 тут делает шаг вперёд, этот малыш умеет работать и как приёмник Bluetooth сигнала, поэтому вы можете стримить музыку и на него, что бывает иногда очень удобно.
Время работы — очень неплохое для такого мелкого плеера, мой стандартный тест показал 9 часов 15 минут (MeeAudio Pinnacle P1, high gain, громкость 40, FLAC 44.1/16), заряжается же M1 за 3 часа 50 минут (вот тут, конечно, хотелось бы поменьше). В общем, показатели не запредельные, но конкурентоспособные.
Звук
Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: Meze 99 Classics, Lear LHF-AE1d, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser K10AU, Campfire Audio Jupiter, 64 Audio U12, HUM Pristine и другие.
Долго я думал, как подойти к описанию звука этого плеера. С одной стороны, до начала среднего сегмента плееров он немного не дотягивает, с другой — при его крохотных размерах это и не удивительно. Если же сегментировать рынок по размерам, то звука лучше в схожих пропорциях, в общем-то, нет. И даже «близко к этому» в моём субъективном понимании близости — всё равно нет. Так что можно сказать, что для своего размера плеер звучит просто отлично, без заметных огрехов, достаточно живо и динамично. В подаче устройства явно есть приятная прозрачность и небольшая смягчённость, особенно идущая на пользу некачественным трекам. Впрочем, без скидки на размер — можно всё-таки отметить определённые недочёты.
Бас немного смягчён, но к счастью не так сильно как у Hidizs, плюс его вполне достаточно количественно, более того, иногда плеерок даже пытается подчеркнуть атаки на НЧ, хотя делает это скромно и без необходимой мощи, поэтому результат в основном выходит не убедительным. Конечно, тут нет абсолютной чистоты и идеальной проработки текстур, хотя в целом бас достаточно детальный. Проблем со скучиванием инструментов низкочастотного регистра нет, НЧ хорошо контролируются и не наползают на среднечастотный диапазон.
Средние частоты тоже реализованы по принципу «простенько, но чистенько», и это, пожалуй, лучшее, на что можно рассчитывать в сверхкомпактном устройстве. M1 не пытается окрашивать звук в попытке добавить эмоций, не старается поразить супердетальностью, не раскладывает звук на отдельные составляющие, препарируя его по ломтикам. В общем, СЧ нормально сбалансированы и не имеют ярко выраженных проблем. Разумеется, разрешение их также не запредельно, ведь плеер явно не рассчитан на вдумчивое расслушивание нюансов с какими-то топовыми наушниками. Воображаемая сцена чуть больше средней по ширине и немного меньше среднего в глубину. Характер инструментов передаётся нормально, но тонкие нюансы теряются, представляемые размеры инструментов — меньше реальных.
Верхние частоты тоже подаются упрощённо, впрочем, это беда почти всех плееров начального и начально-среднего сегментов. ВЧ слегка не хватает резкости в проработке атак, хотя затухания почти нормальные. В результате «верха» получаются простоватыми, но хотя бы не особо резкими и без искажений, характерных для многих дешёвых источников.
Сравнения
Hidizs AP60. Да, конечно, он долларов на 60 дешевле, но Shanling лучше и по звуку, и по управлению. Если для AP60 необходимо всё время делать скидку на цену и размер, то с M1 об этом периодически забываешь.
Fiio X1-II. Новый плеер начального уровня от Fiio в 3 раза мощней и основные изменения вытекают из этого — лучше контроль наушников, особенно полноразмерных, более уверенные атаки, лучшее разделение планов в глубину. С другой стороны, Fiio заметно крупней, тяжелей и не оснащён APT-X кодеком.
xDuoo X3. Несмотря на цену раза в 2 ниже, плеер от xDuoo обладает более взрослым звуком с лучшей проработкой нижнего и среднечастотного диапазонов. Впрочем, у X3 есть определённые проблемы с ВСЧ, да и в прошивку разработчики добавили некоторое количество «блох», хотя от них неплохо помогает Rockbox.
iHiFi 800. Управлением, конечно, этот плеер не вышел (хотя и тут Rockbox рулит), но зато он предлагает очень детальное и неприукрашенное звучание для любителей светлой подачи. Несмотря на проходящие годы, «восьмисотка» уверенно держит своё место. Таким образом, плеер от iHiFi предлагает более высокую детализацию и лучшую проработку атак, особенно в верхней части диапазона. Впрочем, стоит учитывать, что у 800 есть небольшой провал на НЧ.
Совместимость
Конечно, 35 милливатт мощности диктуют тут всё. Плеер может работать только с лёгкой нагрузкой в лице IEM и самых чувствительных полноразмерных моделей. Впрочем, для чего ещё может понадобиться маленький свехпортативный плеер? Не HE-6 же к нему подключать. В целом плеер достаточно всеяден в плане нагрузки и в меру своих возможностей хорошо справляется и с многодрайверными арматурками, и с гибридами.
Жанрово младший Shanling универсален. Конечно, вершин совершенства он не достигает ни в одном из серьёзных стилей, но ожидать этого действительно глупо. К качеству записи плеер толерантен, по 10-балльной шкале где-то баллов на 6.
По традиции несколько треков
Slayer — Dead Skin Mask. Трек, основанный на истории одного из самых знаменитых серийных убийц Эдварда Гина, не даром считается одним из классических примеров треш-метала. Тут есть всё, виртуозная работа ударника, мощные крепко сбитые риффы, великолепный хриплый вокал и даже отличное «аутро», добавляющее композиции атмосферы. Разумеется, треш-метал — это не большой симфонический оркестр, но адекватно отыграть его — тоже задача не из лёгких. Shanling M1 неплохо с этим справляется, и это, пожалуй, один из лучших комплиментов для этого плеера.
Pain of Salvation — Meaningless. Один из первых долгожданных релизов этого года сразу оказался в числе претендентов на звание лучшего. Из-за проблем со здоровьем Даниэла Гильденлёва нового материала от великолепных шведов пришлось ждать долгих 6 лет, но, ожидание оправдалось и PoS всё ещё торт. Любой трек с альбома мог бы украсить данную подборку, но я выбрал этот в первую очередь из-за необычного вступления и коды. В этом треке одну из основных нагрузок берёт на себя вокал (а как ещё передать нужное отчаяние?), и M1 вполне успешно с ним справляется, несмотря на некоторую неидеальность в области НЧ.
Nguyen Le — Money. Недюжинная смелость нужна для того, чтобы так просто взять и переиграть самый классический альбом в истории прогрессивного рока на свой лад. Впрочем, французскому мультиинструменталисту Нгуену Ле смелости не занимать, благо опыт позволяет. «Тёмная сторона Луны» в его руках превратилась в замысловатый сплав рока, джаза и лаунжа, позволяющий по-новому услышать знакомые мелодии. На удивление, крохотный плеер от Shanling вполне нормально справляется с задачей по погружению в этот трек (хотя до идеала, конечно, не дотягивает).
Выводы
Давно на моей памяти не было случая, когда плеер вызывает «вау-эффект» не только звуком и функциональностью, но и внешним видом (последний раз перед M1 это был iPod Nano 6 поколения). К стильному дизайну Shanling добавили нормальный звук и запредельную для ценового сегмента универсальность. Так что, несмотря на высокую для начального сегмента цену, M1 получился устройством очень и очень интересным.