Появление на рынке плеера Fiio X3 послужило триггером, активизировавшим борьбу производителей «продвинутых» по звуку плееров в сегменте «до 300 доллар...
Читать далее
В iBasso иногда любят медленно запрягать, но потом, разогнавшись, они мчат с такой скоростью, что большинству конкурентов остаётся только глотать пыль на поворотах. Начав своё триумфальное возвращение с DX200, они укрепили позиции DX150, но, безусловно, все ждали младшую модель их плеера, показанную в виде «черновика» ещё в прошлом году. И вот новинка, получившая индекс DX120 поступила в продажу.
Создавая плеер с верхней планкой цены в 300 долларов (именно столько стоит младшая версия), в компании должны были решить, на чём же им надо сэкономить. К счастью для покупателей, урезание цены не коснулось звуковой составляющей и мало затронуло дизайн. Более того, последний получился, пожалуй, даже лучше чем у старших моделей, но про это немного ниже.
В данном случае «под нож» пошёл Android, в качестве ОС герой нашего обзора использует собственные наработки компании, получившие название Mango OS. Конечно, эта надстройка над ядром Linux уже не является новинкой, даже старые плееры iBasso работали с ней, да и в DX200 был режим двойной загрузки в эту ОС. Но в 120 мы впервые познакомимся с новой версией «Манго», получившей множество изменений, начиная с OpenGL для работы интерфейса и заканчивая DMA для ввода-выводы.
Традиционно в iBasso не экономили на начинке. Конечно, AK4495 это уже экс-флагман, но разработчики компании сумели его как следует «приготовить», добившись динамического диапазона, превышающего паспортные ТТХ. Для USB, как обычно, используется XMOS, помогают всему термостабильные задающие генераторы с PLL, обеспечивающие правильное тактование. Про усилитель, думаю, нет смысла говорить, это же iBasso.
Технические характеристики
- ЦАП: AK4495
- Диапазон частот: 10 Гц ~ 45 кГц (–1 дБ)
- Выходная мощность: до 400 мВт @ 32Ω
- Выходное напряжение: балансный выход — 3.6 Vrms, обычный выход — 1.8 Vrms
- Общие гармонические искажения+шум: балансный выход — 0.00028%, обычный выход — 0.00042%
- Динамический диапазон: балансный выход — 117 дБ, обычный выход — 115 дБ
- Соотношение сигнал/шум: балансный выход — 117 дБ, обычный выход — 115 дБ
- Разделение каналов: балансный выход — 116 дБ, обычный выход — 115 дБ
- Выходной импеданс: балансный выход — 0.36Ω, обычный выход — 0.24Ω
- Экран: 3.2″ IPS, 480 × 800
- Выходы: 2.5 мм балансный, 3.5 мм обычный, 3.5 мм линейный, 3.5 мм коаксиальный
- Вход: USB-C с поддержкой QC2.0
- Батарея: 3700 мА/ч
- Время работы от одного заряда: до 16 часов
- Время зарядки с QC: до 2 часов
- Карты памяти: MicroSD
- Максимально поддерживаемое разрешение: 384 кГц/32 бита, DSD128
- Размеры: 63 мм × 113 мм × 15 мм
- Вес: 165 гр.
Упаковка и комплект поставки
Несмотря на стандартность, коробка сделана достаточно приятно. Схема упаковки традиционна: плотный картонный бокс в «суперобложке», но качественные материалы и необычная, серо-голубая цветовая гамма выдают заботу о дизайне. Внутри, кроме самого плеера, вы найдёте:
- USB кабель для зарядки использования устройства как ЦАП
- получехол-бампер из силикона
- защитное стекло для экрана и салфетки для его установки
- «прогревочный» кабель
- адаптер для коаксиального выхода
- различные бумаги
В общем, невзирая на отсутствие полноценного чехла, комплект поставки весьма обширный.
Дизайн и управление
Внешний вид тоже вполне удался проектировщикам компании. В iBasso поработали над формой, уходя от традиционных рубленных прямых линий, характерных для их предыдущих плееров. Новинка получила совершенно другой облик, обтекаемый, с плавными гранями и необычными продольными текстурами. Большая часть корпуса сделана из алюминия, на выбор есть два интересных цвета: бледный кофейно-коричневый и эдакий серовато-синий. Оба варианта смотрятся одновременно не броско, но стильно, похоже легенда о том что 120 изначально создавался для японского рынка имеет под собой некоторые основания. Задняя панель плеера сделана из чёрного глянцевого пластика, что немного портит тотальный восторг от дизайна новинки, но, с учётом того что разработчикам надо было вложиться в заданную цену, не думаю что это большая беда.
Элементы управления достаточно вольготно разместили по разным граням. Снизу находятся все три выхода, причём 3.5 мм с золотистыми кольцами вокруг них смотрятся сильно эффектней чем скромный 2.5 мм. Справа находятся все шесть кнопок управления: включение/блокировка экрана, регулировка громкости и навигация по трекам. Кнопки логично сгруппированы и имеют различный размер, что упрощает управление вслепую. Самим клавишам чуть-чуть не хватает свободного хода, но к этому быстро привыкаешь и дискомфорта в использовании это не доставляет.
На верхней стороне находятся два слота для карт памяти (на радость любителям хранить дискографию Postmodern Jukebox в DSD256), коаксиальный выход и USB-C. Конечно, расположение портов — не такой важный вопрос как разбивать ли яйцо с острого конца или тупого, но не могу не отметить, что я нахожусь в лагере любителей обратного варианта: выходы должны быть сверху, а USB — внизу. Несмотря на необычное расположение самого гнезда, iBasso не поскупились и оснастили 120 поддержкой Quick Charge, так что всего два часа с зарядным устройством дадут вам в итоге около 14 часов воспроизведения (может и больше, может чуть меньше, зависит от нагрузки). С учётом мощности, показатель времени работы более чем внушительный.
Основное управление осуществляется с помощью сенсорного экрана, занимающего большую часть передней панели. Дисплей тут, конечно, не рекордный по меркам современных телефонов, но для плеера верхне-начального (или нижне-среднего?) сегмента — он более чем приличный. Разрешение, цветопередача и углы обзора — вполне на уровне, запас по яркости не рекордный, но вполне нормальный, отработка нажатий — так же весьма чёткая (подозреваю что тут ещё дело в переписанной прошивке).
Прошивка
На радость гуглоненавистникам, iBasso решили обойтись на этот раз без Android (и без беспроводных интерфейсов заодно), тут используется их собственная наработка, много лет известная поклонникам марки под именем Mango OS. Привычная надстройка над Linux была серьёзно обновлена, что позволило улучшить быстродействие и отзывчивость, а так же оптимизировать ввод/вывод, что должно было сказаться на звуке. По первым впечатлениям, всё это компании скорее удалось чем нет.
Главный экран плеера вызывает чувство доброй ностальгии у всех фанатов марки: сверху обложка, ниже — кнопки управления воспроизведением и полоса перемотки. Традиционно под обложкой есть кнопки, одна отвечает за порядок воспроизведения, вторая отображает меню быстрого доступа к основным настройкам (gapeless, гейн, цифровой фильтр, режим звука и режим USB). Тап по обложке показывает ещё три кнопки: просмотр информации о треке, добавление в плейлист и удаление.
Свайп слева направо открывает медиабиблиотеку. Меню вряд ли станет неожиданностью: все файлы подряд, просмотр по папкам, артистам, жанрам и плейлистам. Всё традиционно и привычно. С CUE файлами плеер дружит ограниченно, поэтому я бы советовал сразу резать треки на отдельные файлы.
Свайп справа налево на центральном экране открывает меню настроек. Тут есть следующие опции: коэффициент усиления, просмотр информации о треке, режим USB (ЦАП, доступ к картам памяти или только зарядка), цифровой фильтр (5 штук), режим звука и дополнительные настройки. Что конкретно скрывается под «режимом звука» я не знаю, но, подозреваю, что это некие настройки работы PLL, который разработчики использовали для улучшения результатов обработки «цифры». Настройки эти скрываются под кодовыми именами вроде «Нейтральный», «Натуральный» и «Органический», заставляя пользователя делать нелёгкий выбор, хотя по факту, разница между ними находится где-то на уровне плацебо эффекта, так что заморачиваться я смысла не вижу.
Дополнительные настройки содержат выбор языка (русский в наличии), яркость экрана, обои, управление таймерами подсветки, сна и выключения в простое, информация о системе, сброс к заводским настройкам и пересканирование медиабиблиотеки.
В целом, прошивка показала себя стабильной и беспроблемной, впрочем, я не особо использую сложные сценарии работы.
Кстати, не могу не отметить анимацию регулировки громкости, мне она очень нравится и я долго учился сдерживать себя и не крутить громкость всё время.
Звук
Для прослушивания устройства использовались следующие наушники: iBasso IT04, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, Unique Melody Mason V3, HUM Pristine и другие.
По звуку iBasso остались верны себе и сделали плеер с нейтральным звуком, обладающий не приукрашенной натуральной подачей с отличным контролем всего диапазона. В этот раз они смогли избежать и проблемы, характерной для DX80, и не выпустили плеер совсем уж безжизненным.
Бас тут абсолютно не подкрашенный, он лишён любых акцентов и «добавок», поэтому слушатель плеера получит его именно столько, сколько есть в треке, не более того. Исходя из этого, любителям накачки стодвадцатый вряд ли придётся «ко двору». С другой стороны, баса тут будет и не менее того, что «добавили» в записи, поэтому с нормальными наушниками и качественным материалом плеер порадует контролем, разрешением, глубиной и доскональной передачей текстур. Атаки отрабатываются почти безупречно, затухания — чуть-чуть суше, чем должны быть, но это подходит к манере подачи устройства. Запас по мощности даёт себя знать, и плеер не пасует даже с полноразмерными моделями, вышибая строго то количество НЧ, что и должно быть.
СЧ тоже нейтральные, не побоюсь этого слова — мониторные, с небольшим уклоном в микроконтраст. К счастью, тут разрабочики смогли избежать того дыхания ледяной смерти, что было характерно для звука DX80, и плеер прекрасно передаёт те эмоции, что есть в треке. От себя, впрочем, он их не добавляет, поэтому тут правило простое: что в треке, то и на выходе. Если подать на вход что-то плохо записанное или сведённое, результат будет предсказуемо печальным. Качественные же композиции порадуют передачей всех эмоций, мельчайших деталей инструментов и внушительной (больше среднего по обоим направлениям) сценой с отличным эффектом трёхмерности.
Верхние частоты подаются в чуть акцентированной манере за счёт лёгкой добавки агрессивности в этом диапазоне. Субъективно, на мой слух это звучит достаточно приятно, подчёркивая сильные стороны плеера: разрешение и отработку атак. Если же вы чувствительны к ВЧ, пожалуй, плеер стоит перед покупкой прослушать на своих наушниках. Верхнечастотный диапазон отличается достоверностью, нормальной протяжённостью и даже наличием зачаточной «слоистости».
А вот сравнения, пожалуй, расписывать я не буду в силу бессмысленности, плеер имеет свой, не похожий на другие модели характер, и для прояснения вопроса «а как iBasso DX120 звучит по сравнению с ХХХ?», достаточно просто сопоставить два обзора.
Совместимость
Гаджет получился весьма мощным, поэтому он без особых проблем справляется даже с весьма требовательной нагрузкой, включающей не самые тугие планары. С особо чувствительными IEM есть лёгкий фоновый шум, но он отлично исправляется любым аттенюатором.
Жанрово плеер универсален, главное чтоб потенциальный покупатель любил именно мониторную подачу. Чувствительность к качеству записей — весьма высокая, по условной шкале «придирчивости» я бы оценил его в 8 из 10.
По традиции, несколько треков в роли примеров
Dynoro — In My Mind Для разминки — немного интересной электронной музыки, на которой DX120 показывает себя просто отлично: объёмные аудиоэффекты, мощный панч НЧ, детали детских голосов — всё это просто растворяет в атмосфере композиции.
Iron Maiden — The Wicker Man (Live '01) Я не часто слушаю live, но в данном случае надо сделать исключение, ведь 120-му отлично удаётся передать атмосферу огромного, полного людей стадиона в Рио-де-Жанейро и Брюса, великолепно всю эту толпу контролирующего.
Riverside — Left Out Ну и для контраста с предыдущим треком — немного блистательного прогрессива. Герой этого обзора отлично справляется с передачей хрупкой атмосферы трека, уводящей слушателя за собой то ли к свету, то ли во тьму.
Выводы
Два (или около того) года в разработке не прошли даром. iBasso DX120 получился не только разумно стоящим и эффектно выглядящим плеером. Инженеры компании смогли упаковать в сравнительно компактный корпус хороший звук, долгое время работы и достаточный запас мощности.