Иди и смотри - последний и самый страшный фильм советского режиссера Элема Климова. Шестнадцатилетний подросток Флера оказывается в самом пекле войны. В самом начале нам показывают обычного парнишку, который мечтает уйти в партизаны.
Он весел и смешлив; война для него как будто игра, далекая и ненастоящая. Смерть если и существует, то где-то далеко. Найдя винтовку, Флера отправляется в лес. Однако во время бомбежки он разделяется с партизанами и оказывается наедине с девушкой, местной селянкой. Страх после бомбежки быстро уходит, но тревога остается.
Сцены фильма сменяются с пугающей быстротой. Только что мы находились в лесу, который был полон каких-то неземных сюрреалистических звуков, и вот Флера вместе с девушкой возвращаются в деревню. Многие дома пусты. По полу разбросаны вещи, еда валяется на столе, над ней кружат мухи.
Словно кто-то здесь только что был, но уже ушел. Страх возвращаются. Флера с девушкой бегут из деревни прямо через болото. Обернувшись, Флера замечает десятки обнаженных трупов, сваленны* у стены одного из домов. Мимолетный взгляд начинает менять подростка. Это почти незаметно, но если приглядеться, можно увидеть морщины на его лице. Флера и девушка находят людей. Это местные жители, которым удалось скрыться от расправы. Множество старух, женщин, детей. Лица их пусты. Двое мужчин делают чучело Гитлера из глины и соломы и собираются установить его на дороге. Флера идет за ними. Он как будто бы сам не знает, куда и зачем идет. Снова бомбежка. Мы не видим фашистов, но ощущаем, что они рядом, как будто сама смерть явилась по нашу душу.
Играет старый патефон. Нам показывают немецкую фрау, которая спокойно красит губы, когда где-то совсем неподалеку гибнут люди. Самая страшная сцена фильма ждет под конец, когда Флера попадает в деревню, где бесчинствуют фашисты. К этому времени парнишку уже не узнать: он постарел на десяток лет. Фашисты жгут дома. Хватают молодых девушек и насилуют их. Посильную помощь им оказывают полицаи. Большую часть населения деревни фашисты сгоняют в сарай и запирают. Среди них и Флера. Люди ждут своей участи. В окно заглядывает немецкий офицер и предлагает выйти. Любой может выйти. Только надо оставить внутри маленьких детей. Никто не двигается. Только Флера вылезает в окно. Он двигается как робот. В бледных глазах почти нет признаков жизни.
Фашисты поджигают сарай. Мы слышим крики и плач. Ради удачного снимка немецкий офицер приставляет ствол пистолета к голове Флеры. Их фотографируют в черном дыму, который налетает со стороны сарая. Флера выглядит как старик. Его отпускают. Сарай медленно догорает. Полицаи вытаскивают на дорогу кровать со старухой. Фашисты смеются, отпускают шутки.
Но возмездие наступает. Приходят партизаны и расправляются с мучителями.
Однако детство Флеры уже не вернуть. Обычный мальчишка в начале фильма, теперь он глубокий старик. На дороге он находит портрет Гитлера и стреляет в него. Портрет меняется. С каждым выстрелом Флеры Гитлер выглядит все моложе. Вот он ребенок на руках у матери. Флера останавливается. Даже после всего, что случилось, он не в состоянии выстрелить в малыша. Фильм снят по мотивам повестей Адамовича, который во время оккупации БССР действительно воевал в партизанском отряде.
Это страшное и странное кино, где большую роль играет не только картинка, но и потусторонние звуки, которые здесь раздаются постоянно. Как будто что-то злое рвется в наш мир. И это антивоенное кино невероятной силы. На мой вкус это лучшее кино про войну. Конечно, не всякий в состоянии выдержать и досмотреть до конца. Иногда хочется встать и уйти. Но что-то продолжает удерживать. Что-то заставляет сидеть и смотреть, даже когда смотреть уже нет сил.
Он весел и смешлив; война для него как будто игра, далекая и ненастоящая. Смерть если и существует, то где-то далеко. Найдя винтовку, Флера отправляется в лес. Однако во время бомбежки он разделяется с партизанами и оказывается наедине с девушкой, местной селянкой. Страх после бомбежки быстро уходит, но тревога остается.
Сцены фильма сменяются с пугающей быстротой. Только что мы находились в лесу, который был полон каких-то неземных сюрреалистических звуков, и вот Флера вместе с девушкой возвращаются в деревню. Многие дома пусты. По полу разбросаны вещи, еда валяется на столе, над ней кружат мухи.
Словно кто-то здесь только что был, но уже ушел. Страх возвращаются. Флера с девушкой бегут из деревни прямо через болото. Обернувшись, Флера замечает десятки обнаженных трупов, сваленны* у стены одного из домов. Мимолетный взгляд начинает менять подростка. Это почти незаметно, но если приглядеться, можно увидеть морщины на его лице. Флера и девушка находят людей. Это местные жители, которым удалось скрыться от расправы. Множество старух, женщин, детей. Лица их пусты. Двое мужчин делают чучело Гитлера из глины и соломы и собираются установить его на дороге. Флера идет за ними. Он как будто бы сам не знает, куда и зачем идет. Снова бомбежка. Мы не видим фашистов, но ощущаем, что они рядом, как будто сама смерть явилась по нашу душу.
Играет старый патефон. Нам показывают немецкую фрау, которая спокойно красит губы, когда где-то совсем неподалеку гибнут люди. Самая страшная сцена фильма ждет под конец, когда Флера попадает в деревню, где бесчинствуют фашисты. К этому времени парнишку уже не узнать: он постарел на десяток лет. Фашисты жгут дома. Хватают молодых девушек и насилуют их. Посильную помощь им оказывают полицаи. Большую часть населения деревни фашисты сгоняют в сарай и запирают. Среди них и Флера. Люди ждут своей участи. В окно заглядывает немецкий офицер и предлагает выйти. Любой может выйти. Только надо оставить внутри маленьких детей. Никто не двигается. Только Флера вылезает в окно. Он двигается как робот. В бледных глазах почти нет признаков жизни.
Фашисты поджигают сарай. Мы слышим крики и плач. Ради удачного снимка немецкий офицер приставляет ствол пистолета к голове Флеры. Их фотографируют в черном дыму, который налетает со стороны сарая. Флера выглядит как старик. Его отпускают. Сарай медленно догорает. Полицаи вытаскивают на дорогу кровать со старухой. Фашисты смеются, отпускают шутки.
Но возмездие наступает. Приходят партизаны и расправляются с мучителями.
Однако детство Флеры уже не вернуть. Обычный мальчишка в начале фильма, теперь он глубокий старик. На дороге он находит портрет Гитлера и стреляет в него. Портрет меняется. С каждым выстрелом Флеры Гитлер выглядит все моложе. Вот он ребенок на руках у матери. Флера останавливается. Даже после всего, что случилось, он не в состоянии выстрелить в малыша. Фильм снят по мотивам повестей Адамовича, который во время оккупации БССР действительно воевал в партизанском отряде.
Это страшное и странное кино, где большую роль играет не только картинка, но и потусторонние звуки, которые здесь раздаются постоянно. Как будто что-то злое рвется в наш мир. И это антивоенное кино невероятной силы. На мой вкус это лучшее кино про войну. Конечно, не всякий в состоянии выдержать и досмотреть до конца. Иногда хочется встать и уйти. Но что-то продолжает удерживать. Что-то заставляет сидеть и смотреть, даже когда смотреть уже нет сил.