В английском языке есть термин «end-game», часто применяемый в том числе и к наушникам. Означает он модель, купив которую вы закончите поиск и перебор...
Читать далееОднажды в компании iFi решили выпустить максимально навороченный полупортативный ЦАП. Они взяли свою популярную модель Micro iDSD, переработали в ней усиление, доработали ряд других моментов и получили решение, до сих пор не имеющее аналогов по ряду характеристик. Назвали они полученное устройство Micro iDSD Black Label.
Конечно, назвать этого монстрика портативом можно с трудом, длина почти в 18 сантиметров и 300 грамм веса не делают его стационаром, но носить это чудо в кармане явно не выйдет. Взамен же разработчики поместили в корпус:
- невероятной мощности усилитель, способный выдавать до 4 Ватт в пике и 1 Ватт постоянно для нагрузки в 64Ω
- фирменный аттенюатор IEMatch, позволяющий устройству без проблем работать с чувствительными наушниками
- поддержку разрешений до 768 кГц и DSD512
- аккумулятор, дающий от 6 до 12 часов работы
- технологию фильтрации USB iPurifier
Ну что, прониклись уважением? Я тоже. Ценник, конечно, получился заметным, 600 долларов, но даже чтение раздела «Features» на сайте даёт понять, откуда он взялся и почему именно такой.
Технические характеристики
- ЦАП: BurrBrown DSD1793
- Максимальное разрешение USB: 768 кГц/24 бит, DSD512
- Максимальное разрешение S/PDIF: 192 кГц/24 бит
- Динамический диапазон: > 115 дБ
- Выходная мощность: >1000 мВт @ 64Ω
- Общие гармонические искажения+шум: <0.008%
- Выходной импеданс: 0.34Ω при выключенном IEMatch, 4.1Ω при IEMatch High Sensitivity, 0.95 Ω Ultra Sensitivity
- Время работы от одного заряда: от 6 до 12 часов в режиме ЦАП
- Размеры: 177 мм × 67 мм × 28 мм
- Вес: 310 гр.
Упаковка и комплект поставки
В случае с iDSD Black Label можно сказать что его коробка глубока и полна аксессуаров. Внешне это стандартный для компании вытянутый прямоугольный бокс из картона со сдержанной полиграфией на нём. Внутри сверху находится само устройство, а вот под ним начинается интересное, в комплект положили столько всего, что один раз распаковав iDSD BL, его очень сложно аккуратно упаковать обратно. В коробке вы обнаружите:
- бархатный мешочек для хранения ЦАПа
- USB провод для подключения устройства
- пару USB переходников, сделанных в разном форм-факторе
- 6.3 мм адаптер
- адаптер для оптического S/PDIF
- короткий кабель с двумя 3.5 мм штекерами
- резинки для крепления источника к ЦАПу
- сдвоенный RCA провод для линейного выхода
На моей памяти, это самый обширный комплект поставки для ЦАПов, да и любых других гаджетов — тоже.
Дизайн и управление
В целом, внешний вид у iDSD сохранился почти нетронутым со времён первых моделей компании: такой же вытянутый алюминиевый корпус, но на этот раз чёрного цвета. Надписи сделаны оранжевым, что хорошо смотрится и улучшает читабельность. В первых ревизиях комбайна текст был чёрного цвета, но другого оттенка, поэтому их было сложно разглядеть. В iFi прислушались к обратной связи и поправили эрогномику устройства. Общее качество сборки — просто отличное, всё прекрасно подогнано, не люфтит и не болтается, при использовании ЦАПа постоянно есть ощущение надёжного устройства.
Размеры этого комбайна превосходят даже некоторые условно-стационарные устройства, поэтому считать его в классическом смысле портативом нельзя, несмотря на наличие аккумулятора, просто так его на улице не поносишь. С другой стороны — в сумке много места он не занимает, поэтому таскать его, например, на работу и домой — вполне можно. Пожалуй, пора вводить категорию полупортатива (надо же куда-то относить топовые модели A&K).
Элементов управления у iDSD BL много, поэтому размещали их как могли.
Начнём с передней панели, тут находятся:
- выход на наушники (только 6.3 мм)
- переключатели функций Xbass+ и 3D+, отмечу что тумблеры очень классные, ими приятно щёлкать
- линейный вход в виде 3.5 мм гнезда
- регулятор громкости, совмещённый с выключателем. Используется качественный потенциометр, поэтому ход плавный, разбаланс каналов отсутствует
На задней панели разместили USB-разъём, как и у новинки xDSD, он сделан в виде утопленного в корпус USB-A «папы». Подобное решение становится всё популярней, так как позволяет проще использовать USB OTG адаптеры и другие мобильные переходники. Этот же порт служит для зарядки устройства. Рядом размещены два RCA линейного выхода и разъём S/PDIF.
Сбоку, ближе к задней грани, поместили обычный USB порт, позволяющий использовать комбайн в роли самого дорогого в истории павербанка. Кстати, если уже речь зашла о заряде, в максимальном турборежиме этот мегамонстр работает до 6 часов 15 минут, в минимальном «эко» — 12 часов 10 минут. Полная зарядка батареи занимает чуть больше 6 часов, если не использовать в этом время сам комбайн.
За всю индикацию отвечает многоцветный светодиод, размещённый сверху, ближе к задней части устройства. Он показывает и состояние батареи, и разрешение сигнала, и различные дополнительные данные, так что будущему пользователю явно придётся проштудировать инструкции.
На боковой грани разместили три переключателя:
- режим мощности (эко, нормальный и турбо), как легко догадаться — управляет мощностью «выхлопа» комбайна. Впрочем, в большинстве случаев будет достаточно минимального «эко».
- полярность
- фильтр: bit-perfect, minimal phase и standard. По доброй традиции, разница между фильтрами заметна очень мало и в основном касается ВЧ диапазона
Но даже этого количества тумблеров показалось разработчикам мало и, почесав головы, они решили дать больше тумблеров богу тумблеров. Так как место заканчивалось, пару переключателей разместили прямо на «дне» устройства. Дальний переключатель позволяет выбрать, должна ли регулироваться громкость на линейном выходе, ближний включает встроенный аттенюатор IEMatch. Последний, пожалуй, является одной из лучших находок iFi Audio, превращающей «Чёрную метку» в просто-таки универсальное решение.
В общем, подводя итоги данного раздела, iDSD BL получился очень красивым, чёрный цвет взамен серебристого пошёл устройству на пользу, а необычные пропорции корпуса сразу выделяют его на фоне других комбайнов.
Звук
Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: iBasso IT04, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, Unique Melody Mason V3, HUM Pristine и другие.
В отличие от xDSD, немного акцентирующего НЧ, iDSD Black Label оттюнингован в более нейтральном, аудиофильском стиле. Я думаю ему бы очень подошло название iDSD Pro, но iFi решили что префикс Pro получит их стационарная линейка.
Бас тут быстрый, хорошо передаёт текстуры и отлично разделяет инструменты. Он прекрасно контролируется, что не удивительно с такой мощностью, отличается хлётскостью, ударностью и очень приличной глубиной. В общем, практически идеальные НЧ для любителей их мониторной подачи без «наваливания» (разумеется, искусственного, когда бас есть в записи в изрядных количествах, BL вам его в тех же количествах и выдаст). Функция Xbass+ на удивление работает очень аккуратно, она немного акцентирует глубокий бас, что прибавляет звуку немного «монументальности», но делает это без излишнего акцентирования, приводящего к размазанности НЧ. В общем, это не типичный буст в стиле «включил, всё загудело, проснулся сатана».
Середина так же подаётся в нейтральном ключе, но без излишней сухой мониторности и неестественного акцентирования микроконтраста. Комбайн отлично передаёт все нюансы и эмоции заложенные в запись, но от себя ничего не добавляет, поэтому качественные треки являются почти что насущной необходимостью. Гаджет прекрасно воспроизводит характер инструментов и все особенности вокалистов обоих полов. Воображаемая сцена больше средней в глубину и ширину, не гигантская, но очень неплохая. По умолчанию, ширина немного больше глубины, но включение функции 3D+ немного добавляет глубины, но при этом разделение планов становится немного неестественным, поэтому данную возможность я бы советовал использовать только со старыми записями с плохим сведением.
Верхние частоты нейтральные, у них нормальное разрешение и очень приличная протяжённость. Пожалуй, это единственный участок диапазона, к которому можно с натяжкой придраться, iDSD BL совсем чуть-чуть не хватает «слоистости», так же отчасти упрощены атаки и затухания, но это по сравнению с топовым сегментом аудиотехники. В целом, ВЧ очень натуральные, без налёта синтетичности, так что со своими задачами они справляются на хорошем уровне.
Ну и, конечно, о сравнениях. Я намеренно опускаю функциональность, поскольку тут iFi, пожалуй, вне конкуренции и буду говорить исключительно о звуке.
iFi xDSD В целом, два портативных ЦАПа от iFi позиционируются совсем по-разному, но вопросы «а как они в сравнении?» всё равно будут. xDSD отличается более тёплой подачей, с чуть меньшим разрешением, но с небольшим добавочным весом на СЧ (особенно в нижней части), так что тут мы имеем классическое противостояние «мониторность VS теплота».
Hidizs DH1000 Очень интересный портативный ЦАП от Hidizs, очаровывающий в первую очередь прекрасными ВЧ. На остальной части диапазона заметно доминирование iDSD, и это не говоря уже о мощности. Впрочем, разница цены тут даже не 2 раза.
FiiO Q5 Если откинуть цены, беспроводные технологии и мощность, то у FiiO чуть лучше проработаны ВЧ (хотя тоже не совсем идеал), по НЧ примерный паритет (но из-за мощности у iDSD часто получается уверенней отыгрывать этот диапазон, так что разница зависит от наушников). На средних частотах Black Label вырывается вперёд за счёт лучшей весомости и динамики.
CEntrance BlueDAC Конечно, эти два устройства несравнимы по дизайну и возможностям, поэтому чисто про звук. BlueDAC чуть детальней, но ещё нейтральней и придирчивей к качеству записи. У CEntrance лучше ВЧ, на СЧ у них примерно паритет, а вот нижняя часть диапазона вкусней и интересней звучит у iDSD.
Совместимость
В плане работы с разнообразной нагрузкой герой сегодняшнего обзора уверенно держит абсолютную пальму первенства в портативе. Для тугих и высокоомных моделей у него припасён турбо-режим, выдающий запредельное количество мощности. Некоторые пользователи даже слушали его с HiFiMan HE-6, отмечая не идеальное, но в целом терпимое раскрытие, но, разумеется, это клинический случай и большинство наушников всё-таки отличаются куда большей чувствительностью. Но что действительно заслуживает уважения, это встроенный IEMatch, позволяющий слушать даже чувствительные IEM без каких-либо проблем вроде фонового шума. Главное тут — смотреть на переключатели перед включением, так как капля никотина убивает лошадь, а хомячка разрывает на куски. Так же и этот комбайн способен повести себя с чувствительными IEM в турбо режиме.
Стилистически устройство абсолютно универсально, при условии что вы любите нейтральную подачу оставляющую вас один на один с наушниками и записью. К качеству материала чувствительность высокая, где-то на 8 баллов из 10.
По традиции, несколько треков в роли примера
Five Finger Death Punch — Lift Me Up Ну, для начала просто трек, демонстрирующий прекрасный контроль всех частот: разделение партий гитар, плотная ритм-секция, энергичный вокал — всё что надо для отличной «зарубы».
Cold War Kids — Love is Mystical Прекрасный образчик чуть попсового рока, смешанного со множеством смежных жанров, демонстрирует сильные стороны iDSD: мощные удары, лёгкость СЧ, отменный контроль всего диапазона.
Beastie Boys — Sabotage Для расширения диапазона возьмём совсем уж не аудиофильский трек, впрочем, заботливо ремастеренный в 2005 году. Тут герой сегодняшнего обзора так же показывает себя с лучшей стороны, обрушивая на слушателя сокрушительные удары в сочетании с эффектными скретчами.
Выводы
Не совсем понимаю зачем в этот комбайн установили аккумулятор, разве что носить его в сумке, но даже в роли стационара iDSD Micro Black Label более чем хорош. Нейтральная подача, отличный запас мощности, поддержка высоких разрешений, беспроблемная работа с любыми наушниками — что ещё хотеть-то?