Японская компания Fostex известна не только искушенным аудиофилам, но и любителям высокочувствительных колонок — уж очень хороши ее фирменные широкоп...
Читать далееВряд ли найдутся наушники более популярные у энтузиастов ручной «доводки» звука, чем Fostex T50RP. Удачная модель, которая выпускается много лет, сама по себе звучит очень своеобразно, но так как в этой модели использованы очень качественные изодинамические излучатели — умелое приложение рук позволяет добиваться невероятных результатов. Ко мне в руки попали две пары Fostex,
Начну издалека. Чем знамениты сами Fostex? Компания была основана как дочернее предприятие другой, не менее знаменитой компании Foster, чтобы играть роль «премиального» бренда. Стоит отметить, что им это удалось: компоненты акустических систем, профессиональная техника для звукозаписи, наушники и многие другие электронные изделия этой марки завоевали огромную популярность. Кроме того, Fostex является известным OEM производителем тех же наушников.
Наушники Fostex T20 и T40 с 1986 года пользовались достаточной популярностью на студиях звукозаписи, но время шло, и, разумеется, компания такого уровня не могла не представить свое видение современного рынка наушников в конечном продукте. Именно поэтому в 2002 году Fostex представили модель T50RP. Внешне эта модель выглядит очень похожей на своих предшественников, но многое в T50RP сделано по-другому: это первые изодинамические наушники, использующие магниты из неодимово-железно-борного сплава. Стоит отметить, что T50RP не имеет ничего общего с другой моделью, выпускавшейся с 1978 года под индексом T50, кроме общего принципа действия.
Что же это за изодинамические наушники? Я писал об этом в большой статье, посвященной принципам работы наушников, тут только вкратце повторю базовые принципы. В основе изодинамического (и схожего с ним ортодинамического) излучателя лежат параллельные решетки из мощных магнитов. Между решетками размещается мембрана, с нанесенной на нее токопроводящей дорожкой. Когда на эту дорожку подается электрический сигнал, возникает переменное электромагнитное поле, которое взаимодействует с постоянным магнитным полем решеток. Это заставляет мембрану двигаться и создавать колебания воздуха, которые мы и воспринимаем как звук. За счет конструктивных особенностей, такие излучатели отличаются очень ровной АЧХ и высокой детальностью, поэтому многие топовые модели современных наушников (Audeze LCD, HiFiMan HE, да и дорогие модели Fostex) используют именно этот механизм.
Из негативных моментов такой конструкции стоит отметить требовательность наушников к качеству источника сигнала и усилению и высокую цену готовых решений.
Именно последний фактор и породил популярность Fostex T50RP, которые предлагали изодинамические излучатели по очень доступной цене. В силу ряда причин назвать «стоковые» Foxtex T50RP абсолютно удачной покупкой не получится. Весьма странная АЧХ, сильно окрашенный звук и очень некомфортная конструкция делают их использование не очень приятным, невзирая на огромный потенциал их излучателей.
Разумеется, DIY сообщество не могло обойти вниманием факт такой вопиющей несправедливости и стало предлагать разные варианты исправления как звука, так и эргономики.
ZMF (сокращение от Zach’s Modified Fostex) исправляет одновременно оба аспекта и добавляет кое-что новое.
В первую очередь модификация касается внешнего вида. Fostex T50RP могут быть покрашены в белый, красный, синий и еще много других цветов, доступны также разные шаблоны и наклейка полос из пленки «под карбон». Покраска очень качественная, во много слоев, с просушиванием в промежутках. Как еще одна опция — можно заказать покраску медных прутков, на которых держатся чашки в черный цвет, например, один из моих вариантов сделан на контрасте белых чашек с черным креплением.
Следующее, что затрагивает модификация, это комфорт. Плоские амбушюры, поставляемые с наушниками, меняются на амбушюры от Fischer Audio FA-003 (они же BrainWavz HM5), давно зарекомендовавшие себя как одно из лучших решений по комфорту. Также дорабатывается оголовье. По умолчанию в ходе мода под оголовьем размещается полоса из мягкой кожи, как во многих других наушниках, но в качестве дополнительной опции возможна установка «pilot pad» — мягкой подушки, охватывающей верхнюю часть оголовья. В целом, оба варианта весьма комфортны, и все претензии к комфорту Fostex снимаются.
Разумеется, не обходят стороной модификации и звук. У компании есть две модификации наушников, названные просто V1 и V2, про которые я напишу ниже. В качестве дополнительных опций вы можете заказать также смену гнезда наушников. В Fostex используется обычный 3,5-мм разъем, но корпус штекера нужен угловой, с особыми выступами для крепления, что делает замену кабеля не всегда возможной, кроме того, штатный разъем не очень высокого качества, и порой вообще «разбалывается» до потери контакта. В качестве альтернативы, ZMF предлагают установку позолоченного разъема в нижней части чашки, что делает возможным использование любого кабеля с соответствующим разъемом. Как вариант, возможна также установка 4-пинового mini-XLR разъема, позволяющая подключать наушники по схеме с раздельной землей. Для любого варианта подключения ZMF предлагают качественные и удобные кабели и богатый выбор коннекторов. Я сразу заказал обе пары наушников именно в «балансном» исполнении и два разных кабеля: балансный и простой, с джеком на 6,3 мм, чтобы сравнить разные варианты подключения.
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- MacBook Pro Early 2011
- Yulong DA8 в HogMode как DAC
- Violectric HPA-200 как усилитель
- Fiio E12 как усилитель
- Fidelia в роли плеера
- Записи в lossless-форматах
Главная особенность изодинамических наушников (невзирая на не большой импеданс в 50 Ω) — чувствительность к усилению. Причем дело не только в мощности, не всегда одной только мощности достаточно (хотя она тоже очень важна), нужно чтобы усилитель обладал превосходными скоростными характеристиками для раскрытия потенциала изодинамических излучателей.
Две модификации наушников звучат в целом похоже и имеют схожий почерк, разница состоит в том, что модель V2 сделана более басистой. Она обладает АЧХ с подъемом в области мидбаса и нижней середины, что придает ей больше драйва в звучании. С другой стороны, V1 более детальна и звучит ровней. Кроме того, V1 более чувствительна к усилению и требует источник выше классом. Также стоит еще учитывать, что на низкой громкости V2 звучит более естественно.
Стоит понимать, что написанный выше абзац сравнивает V1 и V2 только друг с другом. Несмотря на меньшее разрешение, V2 по этому параметру превосходит большинство динамических моделей нижнего и среднего ценового диапазона, а V1 на низкой громкости звучит хуже V2, но все равно более чем достойно.
По порядку: V1. Наушники мониторные, с хорошим контролем, энергичными и хлесткими атаками. Их звук понравится ценителям AKG K70x, они хороши для сложной, многоплановой музыки, для вокала и акустических инструментов. Услышав в них живое исполнение дуэта Musica Nuda или классический Jazz at the Pawnshop — сложно потом возвращаться к вялым и мутным динамическим наушникам.
Модель V2. Более вкусовые, более драйвовые, но все еще изодинамические. Бас отлично контролируется и подается с максимальной точностью. Метал и рок, электронная музыка и рэп — коньки этой модели. Великолепно с ними раскрываются, например, треки Dire Straits или сольные альбомы Стивена Вильсона.
В целом, звук обеих моделей очень прозрачный, мало окрашенный, инструменты разделены настолько, что можно с удовольствием слушать отдельные партии даже в сложных оркестровых композициях. При хорошем усилении наушники дают эффект объема и можно четко вообразить расположение музыкантов по сцене.
Я изначально сомневался в необходимости использования балансного кабеля и соответствующего подключения, но с учетом тенденций последнего времени я решил попробовать и заказал у ZMF нужный кабель. Подключение через балансный выход усилителя меня удивило. Бас становится чуть глубже, и за счет этого музыка обретает большую телесность.
Теперь о цене. Базовая версия модифицированных Fostex обойдется вам в 200 долларов, в эту цену входят новая пара Fostex T50RP (удобно, что не надо их покупать и отправлять самостоятельно), их модификация, амбушюры от Brainwavz, полоса из переработанной кожи на оголовье и комплектный кабель от Foxtex. Покраска корпуса будет стоить 50 долларов, дополнительная покраска креплений — еще 20 долларов. Замена разъема на позолоченный 3,5 мм — 50 долларов, а на XLR — 75 долларов. Но самое интересное тут то, что при заказе более чем одной опции, цена будет ниже, чем в сумме. Например, окраска чашек и простая замена гнезда — стоят 290 долларов, а «полный фарш» в виде окраски чашек и креплений и установкой XLR коннектора будут стоить 120 долларов.
Кабели, предлагаемые ZMF для своих наушников, стоят от 40 до 75 долларов в зависимости от материала и длины. Pilot Pad обойдется вам в 25 долларов (реально хорошая инвестиция). Международная доставка — еще 25 долларов. Несложно прикинуть, что ZMF явно не приносят создателю сверхприбылей, и вы платите достаточно честную цену за проделанную работу.
Если вы в наушниках цените в первую очередь детальность и достоверность, если вы готовы потратиться на серьезный усилитель (кстати, не всегда это значит «дорогой»), если вы хотите получить наушники, выполненные в вашем собственном стиле, то ZMF — очень удачный вариант с невероятным соотношением цена/качество.