Французское издательство Super Terrain запланировало в 2018 году издать новую версию книги Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", которую надо нагре...
Читать далееПомощником в раскрытии секретов литературного ремесла классиков для меня стала книга Ростислава Семкив «Як писали класики» от издательства Pabulum.
Книга представляет собой сборник советов семи мировых классиков, которые автор объединил под одной обложкой.
Открывает книгу королева детективного жанра Агата Кристи. Ее произведения стали одними из самых публикуемых за всю историю человечества, а пьеса «Мышеловка» имеет самую долгую сценическую жизнь в мировой истории. Интересно, что «мама» Эркюля Пуаро и Мисс Марпл создавала гениальные детективы, руководствуясь не только принципом «что будет, если», но и выработанными годами правилами построения сюжета или создания образов. Например, она считала, что герои не должны быть плоскими, лишенными ярких черт и привычек. Главное правило Кристи – никогда не поучать своего читателя.
Не менее интригующая история Рэя Брэдбери, автора «Марсианских хроник» и «451 градус по Фаренгейту». Для работы над последней книгой он уединялся с печатной машинкой в «коворкинге» Калифорнийского университета, где за каждый час работы платил по 20 центов. В итоге собственный роман ему обошелся в $9,8 (он печатал 3-4 страницы в час). Одним из главных советов Брэдбери — писать не менее 100 слов в день и фантазировать над сюжетами, в которые веришь сам. Интересно, что в 40-х годах автор написал 3 миллиона слов, то есть, больше 10 тысяч страниц текста. Число на мой взгляд, просто фантастическое.
Также в книге описывается история жизни лауреата Нобелевской премии, перуанца Марио Варгаса Льосы. Автор считает, что в работе с текстом существует три момента, которые сделают произведение идеальным: переключение действий между героями, перемещение во времени и локациях. В своих работах Льоса использует «эффект китайской шкатулки» (вставляет дополнительные истории в середину текста, как в «Тысяча и одна ночь»), прием замалчивания фактов и создания интриги и прием «соединенных сосудов» (переплетение эпизодов, которые могли раскрыться перед читателем самостоятельно).
Не менее интересный рассказ о Джордже Оруэлле и приемах, которыми он профессионально жонглировал при написании культового романа-антиутопии «1984». Автор не раз акцентировал внимание на том, что не нужно перегружать текст сложными формами, штампами и метафорами. «Есть что сказать – говори и не выкручивайся», — таков общий посыл Оруэлла.
Милан Кундера, тем временем, считает, что историю и психологию героев нужно подавать дозировано, чтобы читатель самостоятельно мог понять состояние персонажей и логику их поступков. Будучи поклонником «живого» романа, автор старается передать все тонкости того времени и настроения, давая возможность читателю ощутить себя частью событий, пусть и вымышленных. Автор выделяет три основных приема в работе с текстом: лаконичность (сразу бросать читателя в рой событий), романный контрапункт (создание динамической композиции) и романное эссе (вынести мысли центральной проблемы в отдельный раздел или вступление).
А вот Умберто Эко считает главной задачей создание вымышленного мира, в котором все продуманно до деталей. Основными приемами при написании романа автор считает пересечение текста с другими произведениями и отвлечение внимания читателя от присутствия самого автора.
Переживший плен и бомбардировку Дрездена писатель Курт Воннегут — еще тот мастер черного юмора в прозе. По его мнению, главный момент, который нужно учитывать при создании собственного текста – это обязательное наличие хотя бы одного персонажа, с которым читатель мог бы себя отождествить.
А теперь советы, которые хочу выделить из всего прочитанного:
1. «Тщательно записывайте выдуманное, даже если не воспользуетесь этим» (Агата Кристи);
2. «Пишите, чтобы донести особенности своего времени» (Джордж Оруэлл);
3. «Не начинайте с больших форм. Романы напишете позже» (Рэй Брэдбери);
4. «Будьте садистами! Пусть с персонажами творятся ужасные вещи» (Курт Воннегут);
5. «Персонажи в романе имеют личную позицию по отношению к главным вопросам и это важнее, чем их внешность или личная история.» (Милан Кундера);
6. «Меняйте точки зрения, с которых ведется рассказ, локации и время» (Марио Варгаса Льоса);
7. «Покажите читателю самое интересное, но пусть многое останется несказанным» (Умберто Эко).
Книга будет интересна не только тем, кто планирует стать писателем, но и тем, кто уже на пути создания своей книги.
Завершить хотелось бы словами Александра Дюма, который очень тонко подметил, что «книги, которые читаются, имеют настоящее, а книги, которые перечитываются, имеют будущее». Желаю всем авторам, которые после прочтения «Як писали класики» возомнят себя писателями (как, впрочем, и я), бесконечного вдохновения и благодарных читателей.
Плюсы: написано увлекательно, легкая подача текста и хронология основных событий. Есть познавательные биографические факты из жизни писателей, полезные советы и приемы письма. Ссылки на книги авторов подогревают интерес к очередному прочтению классических произведений.
Минусы: если до этого вы не читали романы этих авторов, будет сложно воспринимать приведенные примеры. Встречается непростой слог — более научный, чем художественный.