Модификация наушников Fostex T50RP от ZMF — изодинамический рай

Вряд ли найдутся наушники более популярные у энтузиастов ручной «доводки» звука, чем Fostex T50RP. Удачная модель, которая выпускается много лет, сама по себе звучит очень своеобразно, но так как в этой модели использованы очень качественные изодинамические излучатели — умелое приложение рук позволяет добиваться невероятных результатов. Ко мне в руки попали две пары Fostex, переработанных компанией ZMF, и я решил не упускать возможность рассказать о них.

Начну издалека. Чем знамениты сами Fostex? Компания была основана как дочернее предприятие другой, не менее знаменитой компании Foster, чтобы играть роль «премиального» бренда. Стоит отметить, что им это удалось: компоненты акустических систем, профессиональная техника для звукозаписи, наушники и многие другие электронные изделия этой марки завоевали огромную популярность. Кроме того, Fostex является известным OEM производителем тех же наушников.

Наушники Fostex T20 и T40 с 1986 года пользовались достаточной популярностью на студиях звукозаписи, но время шло, и, разумеется, компания такого уровня не могла не представить свое видение современного рынка наушников в конечном продукте. Именно поэтому в 2002 году Fostex представили модель T50RP. Внешне эта модель выглядит очень похожей на своих предшественников, но многое в T50RP сделано по-другому: это первые изодинамические наушники, использующие магниты из неодимово-железно-борного сплава. Стоит отметить, что T50RP не имеет ничего общего с другой моделью, выпускавшейся с 1978 года под индексом T50, кроме общего принципа действия.

Что же это за изодинамические наушники? Я писал об этом в большой статье, посвященной принципам работы наушников, тут только вкратце повторю базовые принципы. В основе изодинамического (и схожего с ним ортодинамического) излучателя лежат параллельные решетки из мощных магнитов. Между решетками размещается мембрана, с нанесенной на нее токопроводящей дорожкой. Когда на эту дорожку подается электрический сигнал, возникает переменное электромагнитное поле, которое взаимодействует с постоянным магнитным полем решеток. Это заставляет мембрану двигаться и создавать колебания воздуха, которые мы и воспринимаем как звук. За счет конструктивных особенностей, такие излучатели отличаются очень ровной АЧХ и высокой детальностью, поэтому многие топовые модели современных наушников (Audeze LCD, HiFiMan HE, да и дорогие модели Fostex) используют именно этот механизм.

Из негативных моментов такой конструкции стоит отметить требовательность наушников к качеству источника сигнала и усилению и высокую цену готовых решений.

Именно последний фактор и породил популярность Fostex T50RP, которые предлагали изодинамические излучатели по очень доступной цене. В силу ряда причин назвать «стоковые» Foxtex T50RP абсолютно удачной покупкой не получится. Весьма странная АЧХ, сильно окрашенный звук и очень некомфортная конструкция делают их использование не очень приятным, невзирая на огромный потенциал их излучателей.

Разумеется, DIY сообщество не могло обойти вниманием факт такой вопиющей несправедливости и стало предлагать разные варианты исправления как звука, так и эргономики.

ZMF (сокращение от Zach’s Modified Fostex) исправляет одновременно оба аспекта и добавляет кое-что новое.

В первую очередь модификация касается внешнего вида. Fostex T50RP могут быть покрашены в белый, красный, синий и еще много других цветов, доступны также разные шаблоны и наклейка полос из пленки «под карбон». Покраска очень качественная, во много слоев, с просушиванием в промежутках. Как еще одна опция — можно заказать покраску медных прутков, на которых держатся чашки в черный цвет, например, один из моих вариантов сделан на контрасте белых чашек с черным креплением.

Следующее, что затрагивает модификация, это комфорт. Плоские амбушюры, поставляемые с наушниками, меняются на амбушюры от Fischer Audio FA-003 (они же BrainWavz HM5), давно зарекомендовавшие себя как одно из лучших решений по комфорту. Также дорабатывается оголовье. По умолчанию в ходе мода под оголовьем размещается полоса из мягкой кожи, как во многих других наушниках, но в качестве дополнительной опции возможна установка «pilot pad» — мягкой подушки, охватывающей верхнюю часть оголовья. В целом, оба варианта весьма комфортны, и все претензии к комфорту Fostex снимаются.

Разумеется, не обходят стороной модификации и звук. У компании есть две модификации наушников, названные просто V1 и V2, про которые я напишу ниже. В качестве дополнительных опций вы можете заказать также смену гнезда наушников. В Fostex используется обычный 3,5-мм разъем, но корпус штекера нужен угловой, с особыми выступами для крепления, что делает замену кабеля не всегда возможной, кроме того, штатный разъем не очень высокого качества, и порой вообще «разбалывается» до потери контакта. В качестве альтернативы, ZMF предлагают установку позолоченного разъема в нижней части чашки, что делает возможным использование любого кабеля с соответствующим разъемом. Как вариант, возможна также установка 4-пинового mini-XLR разъема, позволяющая подключать наушники по схеме с раздельной землей. Для любого варианта подключения ZMF предлагают качественные и удобные кабели и богатый выбор коннекторов. Я сразу заказал обе пары наушников именно в «балансном» исполнении и два разных кабеля: балансный и простой, с джеком на 6,3 мм, чтобы сравнить разные варианты подключения.

Для прослушивания использовалось следующее оборудование.

  • MacBook Pro Early 2011
  • Yulong DA8 в HogMode как DAC
  • Violectric HPA-200 как усилитель
  • Fiio E12 как усилитель
  • Fidelia в роли плеера
  • Записи в lossless-форматах

Главная особенность изодинамических наушников (невзирая на не большой импеданс в 50 Ω) — чувствительность к усилению. Причем дело не только в мощности, не всегда одной только мощности достаточно (хотя она тоже очень важна), нужно чтобы усилитель обладал превосходными скоростными характеристиками для раскрытия потенциала изодинамических излучателей.

Две модификации наушников звучат в целом похоже и имеют схожий почерк, разница состоит в том, что модель V2 сделана более басистой. Она обладает АЧХ с подъемом в области мидбаса и нижней середины, что придает ей больше драйва в звучании. С другой стороны, V1 более детальна и звучит ровней. Кроме того, V1 более чувствительна к усилению и требует источник выше классом. Также стоит еще учитывать, что на низкой громкости V2 звучит более естественно.

Стоит понимать, что написанный выше абзац сравнивает V1 и V2 только друг с другом. Несмотря на меньшее разрешение, V2 по этому параметру превосходит большинство динамических моделей нижнего и среднего ценового диапазона, а V1 на низкой громкости звучит хуже V2, но все равно более чем достойно.

По порядку: V1. Наушники мониторные, с хорошим контролем, энергичными и хлесткими атаками. Их звук понравится ценителям AKG K70x, они хороши для сложной, многоплановой музыки, для вокала и акустических инструментов. Услышав в них живое исполнение дуэта Musica Nuda или классический Jazz at the Pawnshop — сложно потом возвращаться к вялым и мутным динамическим наушникам.

Модель V2. Более вкусовые, более драйвовые, но все еще изодинамические. Бас отлично контролируется и подается с максимальной точностью. Метал и рок, электронная музыка и рэп — коньки этой модели. Великолепно с ними раскрываются, например, треки Dire Straits или сольные альбомы Стивена Вильсона.

В целом, звук обеих моделей очень прозрачный, мало окрашенный, инструменты разделены настолько, что можно с удовольствием слушать отдельные партии даже в сложных оркестровых композициях. При хорошем усилении наушники дают эффект объема и можно четко вообразить расположение музыкантов по сцене.

Я изначально сомневался в необходимости использования балансного кабеля и соответствующего подключения, но с учетом тенденций последнего времени я решил попробовать и заказал у ZMF нужный кабель. Подключение через балансный выход усилителя меня удивило. Бас становится чуть глубже, и за счет этого музыка обретает большую телесность.

Теперь о цене. Базовая версия модифицированных Fostex обойдется вам в 200 долларов, в эту цену входят новая пара Fostex T50RP (удобно, что не надо их покупать и отправлять самостоятельно), их модификация, амбушюры от Brainwavz, полоса из переработанной кожи на оголовье и комплектный кабель от Foxtex. Покраска корпуса будет стоить 50 долларов, дополнительная покраска креплений — еще 20 долларов. Замена разъема на позолоченный 3,5 мм — 50 долларов, а на XLR — 75 долларов. Но самое интересное тут то, что при заказе более чем одной опции, цена будет ниже, чем в сумме. Например, окраска чашек и простая замена гнезда — стоят 290 долларов, а «полный фарш» в виде окраски чашек и креплений и установкой XLR коннектора будут стоить 120 долларов.

Кабели, предлагаемые ZMF для своих наушников, стоят от 40 до 75 долларов в зависимости от материала и длины. Pilot Pad обойдется вам в 25 долларов (реально хорошая инвестиция). Международная доставка — еще 25 долларов. Несложно прикинуть, что ZMF явно не приносят создателю сверхприбылей, и вы платите достаточно честную цену за проделанную работу.

Если вы в наушниках цените в первую очередь детальность и достоверность, если вы готовы потратиться на серьезный усилитель (кстати, не всегда это значит «дорогой»), если вы хотите получить наушники, выполненные в вашем собственном стиле, то ZMF — очень удачный вариант с невероятным соотношением цена/качество.

07.12.2017

Похожие записи

Copyright © 2010 - 2017 Smela-Info.biz. Контакты.
Яндекс.Метрика